При хроническом стрессе поведение зависит в большей степени от привычки, чем от вновь принимаемых решений, даже когда привычное поведение бесполезно в новых обстоятельствах, считают португальские ученые.
Ученые из Национального института здоровья Португалии провели исследование, в ходе которого периодически в течение трех недель непредсказуемо подвергали группу крыс стрессовым воздействиям. По прошествии этого срока животных включили в две серии экспериментов наряду с контрольной группой, не испытывавшей стресса.
Исследователи сказали, что в первой серии крыс научили жать на рычаг для получения заслуги в виде куска еды либо сахара. Потом им обеспечили неограниченный доступ к угощению. Крысы из контрольной группы не стали жать ставший никчемным рычаг, в то время как подвергавшиеся стрессу продолжали это делать, руководствуясь привычкой.
На втором шаге задание усложнили: один рычаг открывал доступ к еде, другой – к сахару. После обучения крысам дозволили свободно воспользоваться одной из приманок, отключив соответственный рычаг. Животные из контрольной группы не стали воспользоваться ненадобным рычагом, а из экспериментальной – продолжали жать на оба.
Проанализировав структурные особенности мозга крыс, подвергшихся стрессу, ученые узнали, что у животных снижен объем прелимбической коры и дорсомедиальной части полосатого тела, принимающих роль в контроле целенаправленных действий. Также наблюдалось повышение размеров дорсолатеральной части полосатого тела, нужной для формирования привычек. Эти конфигурации вполне соответствовали наблюдаемым поведенческим особенностям.
По воззрению управляющего исследования Rui Costa, обычное поведение может нести адаптивную функцию, вроде бы сберегая резервы мозга, истощенные стрессом. Ученые считают, что у людей при стрессе будут такие же поведенческие реакции.